Есть на свете страна Тибет, где реальность и сказка переплелись так тесно, что их и не отделить друг от друга.
Здесь жители верят, что их предки произошли от союза колдуньи и обезьяны, так что учением Дарвина тут никого не удивить. Здесь рассказывают, что первые правители Тибета спускались с небес по веревке и потом не умирали, а по той же веревке поднимались обратно — пока она не порвалась и им не пришлось остаться на земле.
Вполне, вроде бы, вменяемые европейцы рассказывают о том, как мудрые буддийские учителя-ламы летают по воздуху или оказываются в одно и то же время в разных местах.
Китайская компартия, отправившая в Тибет оккупационные войска, абсолютно серьезно занимается вопросами перерождения тибетских лам, стремясь поставить этот, прямо скажем, не материалистический процесс под свой контроль. В ответ на это нынешний Далай-лама, духовный и светский правитель Тибета, уже давно ушедший в изгнание в Индию, заявляет, что еще не решил, будет ли он снова возрождаться в теле какого-нибудь тибетского ребенка, или же процесс перерождений пора прервать. Китайских властей, впрочем, так просто не смутить, и они заявляют, что все равно после смерти Далай-ламы XIV будут искать его перерождение. Можно не сомневаться, что они действительно найдут его в какой-либо семье, всей душой преданной наследию председателя Мао.
Тибет за свою многовековую историю успел побывать страной, через которую проходили важнейшие торговые пути Азии, где смешивались исконная тибетская, индийская и китайская культуры, куда приходили путешественники и паломники из Японии и Монголии. А еще — страной, доступ куда был закрыт для всех иностранцев, и британские, русские, французские, американские путешественники, исследователи и шпионы шли на невероятные усилия, чтобы добраться до священного города Лхасы — не удавалось это почти никому.
А во главе этого поразительного государства стояли далай-ламы — живые воплощения великого Авалокитешвары, сверхъестественного существа, полного сострадания ко всему миру. Среди далай-лам были хитрые политики и наивные мечтатели, те, кто прожил совсем недолго и ничего не успел совершить, и тот, чей уход скрывали в течение 15 лет, утверждая, что все это время он просто медитирует в глубине своего дворца, и нынешний Далай-лама, великий изгнанник и мыслитель, лауреат Нобелевской премии мира, когда-то бывший маленьким мальчиком, смотревшим в подзорную трубу на своих подданных из одиночества своего роскошного дворца.
Можно увидеть в истории далай-лам невероятные духовные взлеты, а можно рассказать о них, как о персонажах азиатской "Игры престолов" — оба варианта будут вполне реальны.
Это будут истории о запутанных политических интригах и о поисках верного духовного пути, о поэзии и убийствах, о жестокой политике — что в XVI, что в ХХ веке, — и о мистическом созерцании.
Это будут истории об удивительных правителях удивительной страны.
! Орфография и стилистика автора сохранены