Литовские железные дороги прекращают пропуск транзита в Калининградскую область и обратно большого перечня товаров, которые подпадают под санкции. Изменения вступают в силу в субботу, 18 июня. Об этом сообщил губернатор Антон Алиханов в своём телеграм-канале: "...Нас просто поставили сегодня днём перед фактом, что с завтрашнего дня эти грузы не принимаются к перевозке. По предварительным оценкам, это от 40 до 50% номенклатуры грузов, которые перевозили между Калининградской областью и другими регионами России..."

По его словам, под запрет попадают строительные материалы и готовая продукция, которую вывозили из Калининградской области в другие регионы России.

Эксклавное положение Калининграда является его критической уязвимостью. Строго говоря, удерживать такую территорию невозможно в принципе, поэтому вопрос о ее статусе рано или поздно, но должен был возникнуть. Возникает вполне стойкое дежавю: как раз эта территория стала непосредственным поводом для Второй мировой войны, когда Гитлер поставил ультиматум Польше об экстерриториальном коридоре к Восточной Пруссии. Сегодня история повторяется.

Проблема очевидна: сегодня ультиматум Литве будет выдвигаться в неизмеримо более сложных условиях. Российская армия растворяется в украинских степях, и еще один фронт открыть будет весьма проблематично, даже если бы речь шла о Литве в единичном качестве. Но она – член НАТО, а потому всё гораздо серьезнее.

Блокада Калининграда – это фактически ответ на украинский конфликт, его интернационализация. И учитывая, что Прибалтика в целом, как и вся "молодая Европа", находится под патронажем США и в первую очередь Великобритании, это ход именно англо-саксов в борьбе с Европой континентальной. Россия здесь – величина объектная.

То, что Путин, как обычно, сильно переоценил свой гений и начал конфликт с Украиной, имея по всем границам огромную массу потенциальных конфликтных территорий, нет смысла обсуждать. У его оппонентов есть роскошный выбор любых ответов и любых обострений по большей части периметра российских границ – от Арктики до Средней Азии. Но в путинской метавселенной на такие пустяки не принято обращать внимание.

Что далее? В общем-то, блокада Калининграда ставит очевидный выбор: либо деблокировать его, либо потерять. Область и без того находится не в лучшем положении, а в блокированном состоянии перед ней встанет вопрос о выживании уже в прямом смысле этого слова. Проблема тоже понятна: вторжение в Прибалтику технически может завершиться ее оккупацией, но тогда Россия окончательно превратится в мирового изгоя и полный аналог гитлеровской Германии, победа над которой станет целью "мирового сообщества". Причем вопрос цены в этом случае перестает быть актуальным.

*.*.*

Россия вводит ограничения на отгрузку на экспорт казахстанской нефти после того, как президент страны Касым Жомарт Токаев выступил с серией резких заявлений на Петербургском международном экономическом форуме. Экспорт нефти, которую Казахстан решил переименовать, чтобы западные покупатели не путали ее с подсанкционным российским сортом Urals, остановлен в порту Новороссийска, сообщает "Коммерсант".

Здесь нужно понимать, что в ситуации, в которой сегодня находится Россия, она будет генерировать внешние конфликты в режиме нон-стоп просто потому, что ничего другого уже не остается. У каждого конкретного конфликта, безусловно, будет свой повод и свой контекст, но здесь важно то, что их создание уже невозможно остановить.

В каком-то смысле квинтэссенцию подоплеки генерации этих конфликтов озвучил Кадыров, который обвинил страны ОДКБ в том, что они не поддерживают Россию и задался вопросом: а нужен ли нам вообще ОДКБ? При этом страны бывшего Союза, которые еще сохраняют хотя бы видимость лояльных отношений с Россией, поставлены в совершенно понятную и неприемлемую для них ситуацию: поддержка ими России ничего для них не дает, зато создает риски. В чем именно смысл этих рисков и почему они должны нести издержки ради некой мифической дружбы, они не понимают. А потому проводят нейтральную политику по отношению ко всем внешнеполитическим упражнениям Кремля.

Собственно, Токаев попытался это донести, заявив, что Казахстан в принципе не признает никакие самоопределившиеся территории, исходя из простого принципа: если запустить процесс дезинтеграции мирового пространства, то вместо 200 нынешних стран на планете окажется не менее 500-600, что, понятно, полностью дестабилизирует всю мировую обстановку. Но в состоянии "осажденной крепости", в которую загнал страну Кремль, нейтральная позиция является враждебной. Либо ты поддерживаешь, причем безоговорочно, либо ты — враг.

Это и есть база для расширения конфликтов. Поэтому не стоит удивляться, что находясь в шаге от войны с крупнейшим военным блоком на планете, Путин умудряется еще и рвать отношения с нейтральными соседями. Сам факт того, что они нейтральны, становится нетерпимым.

ПС. Казахстан перестал пропускать российский уголь, не дожидаясь начала действия европейских санкций,сообщают казахские паблики.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены