Сегодня узнал две истории о том, как в Японии осуществляется, говоря скучным языком, государственное регулирование экономических процессов. Министерство транспорта страны, например, будет с этой весны лицензировать системы автоматического торможения автомобилей на одном условии. Если машину ко всему прочему научат еще и самостоятельно останавливаться на скорости до 60 км в час, если перед ней на расстоянии в тройку метров неожиданно выскочит невидимый до этого человек. И при освещении менее 1 люкса - т.е. только при свете луны.
В Японии число погибших на дорогах неуклонно падает: в середине 90-х их было 10 тысяч в год. В 2018-м - сильно меньше 3,5 тысяч при населении более 126 милионов. Но сокращение, говорят, идет в основном за счет роста безопасности тех, кто "внутри машины" - более совершенные подушки безопасности, материалы и планировка кабины, лучшая организация дорожного движения. А вот с теми, кто "вне машины", - пока, по японским меркам, не все в порядке. На них приходится 35 процентов погибших на дорогах, и цифра эта никак не хочет сокращаться.
Короче, власти указали автомобилестроительным корпорациям ориентир. Системы автоматического торможения сейчас в стране в большой моде, на них имеется спрос на рынке - так что извольте добавить к ним новые, необходимые обществу функции. А иначе не пройдете сертификацию, отстанете от более шустрого конкурента. Тем более, что денег у производителей и продавцов машин полно, технологический потенциал огромен - так что справятся сами.
А вот в космосе пока нужны массивные государственные ассигнования: Токио, например, задумал там наладить дельце по отлову и уничтожению крупного, особо опасного орбитального мусора. Ну, скажем, болтающихся вокруг Земли в немалом количестве последних ступеней ракет длиной по 10-12 метров каждая. Пока уничтожать их ни у кого не получается, но японцы верят, что проблему решат. В 2024-25 годах они намерены запустить первого орбитального охотника - он должен спихнуть на нисходящую орбиту гигантский кусок космического железа, чтобы тот мирно сгорел в атмосфере. Проект с самого начала будет государственно-частным, с постепенной полной приватизацией. В Токио верят, что расчистка орбиты от мусора станет прекрасным высокотехнологичным бизнесом близкого будущего. И помогут его раскрутке из госбюджета - пока частники жмутся, не имея возможности рассчитывать на быструю отдачу.
! Орфография и стилистика автора сохранены