Тема взаимоотношений между разными этносами в стране сегодня вышла на первый план политической жизни. И даже в Якутии, где эта тема ранее обсуждалась только шепотом на кухнях, в открытую начали говорить о проблемах в сфере межнациональных отношений.
Якутия, как известно, республика многонациональная. Но самых многочисленных этносов, проживающих здесь, всего два — русские с другими славянами и якуты. Процентное соотношение между этими двумя наиболее представительными для региона национальностями менялись как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения одной и другой. Да и не столь важны проценты в таком тонком понятии как "межнациональное самочувствие". Здесь важнее другое — как проживающие в республике люди ощущают себя, живя бок о бок в своем доме с людьми других национальностей.
Надо сказать, что мелкие бытовые конфликты присутствовали всегда, что вполне нормально и не столь значимо. В конце восьмидесятых прошлого столетия была даже небольшая вспышка на национальной теме — тогда студенты местного вуза вышли на улицу с не вполне внятными требованиями. Тогда вышло постановление ЦК КПСС о национализме в Якутии, кого-то отчислили, кого-то судили. Но реализовать меры, предусмотренные постановлением, не успели, потому что произошел развал страны.
Однако с приходом эпохи капитализма и, что наиболее важно, суверенизации все осложнилось. И началось выдавливание русского языка, русской культуры.
Стали открыто говорить о необходимости всего образования, включая вузовское, на якутском языке. Договорились до того, что нужно создать учебники по физике и химии на якутском языке. Правда, воплотить эту мысль в реальность так и не смогли — не получилось с переводом.
Со временем пропаганда якутской культуры стала набирать обороты, был построен так называемый Дом Арчы, своего рода духовно-культурный центр якутской культуры в Якутске. Все громче и сильнее стала звучать сентенция о необходимости развития якутской культуры, куда пошли огромные финансовые вливания.
На днях появилась информация о том, что единственное местное телевидение теряет русскоязычную аудиторию из-за обилия программ на якутском языке.
Вслед за этими явлениями потянулись и другие сферы. Раньше во всех предприятиях, чиновничьих структурах старались соблюдать негласное правило: половина работников — якуты, другая половина — русские. Это было правилом хорошего тона. Не всегда, конечно, удавалось, но старались.
Сегодня это правило уже напрочь забыто. Компании, предприятия разбились по четкому принципу: русские и якутские. Например, в сфере энергетики, добычи полезных ископаемых работают только русские, в министерствах и ведомствах — якуты.
Кстати, уже обозначенное неукоснительное паритетное правило распространялось ранее и на главные руководящие должности. Например, если президент — якут, значит, мэр Якутска — русский. Сегодня наличие на высоких должностях исключительно лиц титульной нации уже никого не смущает. Президент Якутии Егор Борисов — якут, мэр Якутска Айсен Николаев — якут, председатель парламента Александр Жирков — якут.
Русские кадры в этой заданной последовательности имеют только два шанса попасть во власть. Первый — работать не покладая рук, как премьер республики Галина Данчикова, которая тихо, практически не появляясь на публике, тянет "лямку премьера". "Звездит" при этом один президент Егор Борисов. А премьера как будто и нет.
Второй — на должность с приставкой "вице" назначаются незначимые фигуры, которые не обладают авторитетом и играют роль так называемых "придворных шутов", как, например, вице-президент республики Дмитрий Глушко и вице-спикер якутского парламента Ольга Макиенко.
Все. Других вариантов занять значимые должности у русских в республике нет. Более или менее серьезных кадров выживают.
Об этом прямо сказал бывший мэр Якутска, бывший управделами президента РФ, бывший госсекретарь Союза Белоруссии и России Павел Бородин в интервью газете "Коммерсант власть":
"Я не мечтал жить в Москве, но в начале 90-х годов Якутия была объявлена страной для якутов, и я вынужден был уехать".
Несколько лет назад уехал тогда еще народный депутат, глава компании "Якутскэнерго" Константин Ильковский. Пока он был в республике, его старались усиленно не замечать, невзирая на явно выдающиеся способности. Но его заметили в Москве и впоследствии он стал губернатором Забайкальского края.
Как видим, ничего с начала 90-х годов не поменялось.
О политике выдавливания русских из Якутии недавно высказался открыто Артур Алексеев, коммунист, политик, мнение которого интересно многим в республике. Он сказал: "Если в советские времена доля титульной нации здесь была 36%, то сегодня она составляет уже 47%.
Представители других народностей, прежде всего русские, уезжают из Якутии.
Налицо процесс выжимания русского населения из Республики. К этому привели экономические процессы, которые происходят в наши дни в стране и Республике Саха, которые, в свою очередь, являются следствием той политики, которую проводит нынешняя власть".
О проблемах в межнациональной сфере заявил и журналист якутского издания "Наше время" Марина Сантаева, задав на пресс-конференции вопрос белорусскому лидеру Александру Лукашенко: "Наша республика тоже считается интернациональной и многоконфессиональной, но тем не менее у нас есть вопросы, которые не принято обсуждать громко, которые обсуждают разве что на кухне, — это национальный вопрос. Несмотря на то, что об этом не принято, как я сказала, говорить, у нас бывали все-таки случаи межнациональных столкновений, которые после преподносили под разными "соусами", скажем так. Были даже случаи, в том числе и с нашей газетой, когда нас проверяли на предмет наличия признаков разжигания межнациональной розни. У нас есть ведомство, в правоохранительных органах это специальный отдел, по противодействию экстремизму. Вот я хотела бы узнать, какие структуры занимаются у вас подобными вопросами? Вообще существует ли у вас такая проблема?"
Лукашенко, кстати, ответил, что у них, в Белоруссии, такой проблемы нет.
А в Якутии, получается, есть и немаленькая. При этом надо понимать, что раньше эта тема была вообще табу. А сегодня о ней говорят открыто. И это отнюдь не информационная открытость, как я думаю. Это результат имеющихся и уже ставших реальными проблем. Ставших настолько остро, что в Якутске проходят несанкционированные митинги, где поднимается национальный вопрос.
Якутские интернет-пользователи говорят о явных проблемах в межнациональной сфере давно. Однако реакции на все это — никакой. Процесс выдавливания русских идет. И процесс этот малоприятен для всего населения Якутии. Уезжают русские, приезжают из Средней Азии и Кавказа. Поселок Нижний Бестях, который с приходом железной дороги становится новым административным и торговым центром, по свидетельству многих, и СМИ в том числе, стал местом аккумуляции приехавших из кавказских регионов России. Обстановка накаляется. Власти же предпочитают отмалчиваться, не замечать ставшей явной проблему и расставлять "своих по местам". Впрочем, это неудивительно. Если даже на федеральном уровне не знают, что делать с нарастающим ростом национализма в стране, то что уж говорить о национальных республиках? Все бы ничего. Но когда гром грянет, что делать будем? Андрей Колокольцев.
P.S. Да и кстати, еще один штрих к сложившейся картине. В прошлом году в Конституцию республики был внесен ряд изменений. Одно из них коснулось наименования высшего должностного лица республики. Как известно, с некоторых пор в стране может быть один президент — и это президент России. Все остальные должны стать главами. Нынешний глава Якутии Егор Борисов пожелал быть... Ил Дарханом. Но самое интересное в другом. Согласно русскому варианту Конституции республики у нас теперь есть глава Республики Саха и "Саха Республикатын Ил Дархана". И понятия эти равнозначны! Это значит, что и на русском можно с обращением к руководству республики писать: "Уважаемый Саха Республикатын Ил Дархана!". Смешно? Отнюдь! Это не абсурд. Это якутские реалии. Вопрос: куда смотрела администрация президента и правительства России, когда давала добро республике на такое переименование и знает ли она, кого во что переименовали? Смею предположить, что вот такое попустительство: "А пусть они там в своей Якутии делают, что хотят!" и ведет в конечном итоге к национальным бунтам.