Жан Жене "Чудо о розе", пер. Аллы Смирновой, Текст, 2012

 

Издательство "Текст" продолжает потчевать читателей романами Жана Жене, как говорится, в час по чайной ложке. "Чудо о розе" – уже третий, изданный в серии "Классика", предыдущий, "Торжество похорон", вышел аж в 2006, ему предшествовал "Дневник вора".

"О розе" – произведение гораздо более светлое и лирическое, чем мрачное, переполненное неоднозначным и болезненным опытом немецкой оккупации "Торжество". Написанное прямо в тюрьме в 1946, оно входит в число лучших образцов "тюремной литературы", как и, например, De Profundis другого гениального гомосексуалиста Оскара Уайльда.

От более поздних текстов Жене книга отличается свежестью юношеского восприятия. Метафизическим ощущениям и интуитивным прозрениям тут отдано не так много места, как это обычно бывает у Жене, на первом плане непосредственность чистого впечатления, первые открытия любви в неволе. Чистосердечная искренность, готовность полностью отдаться на волю своих чувств протагониста сочетаются с изощренным коварством, циничным расчетом и умением плести интриги, которым позавидовал бы любой дипломат или царедворец времен какого-нибудь кардинала Ришелье.

"Чудо" не настолько пронизано магическим реализмом, не такое галлюцинаторное и сюрреалистическое, как "Торжество похорон" и "Кэрель".

Хотя умение Жене видеть самые грубые вещи, в данном случае уродства тюрьмы, через совершенно фантасмагорические призму, которая делает все эти картины "дна" психоделическими и красивыми, уже в этой книге заявляет о себе в полный рост. Когда шествие осужденного на смерть убийцы превращается в некую красочную религиозную церемонию с процессией, а кандалы вокруг заскорузлых запястей душегуба – в чудесные цветы, это такое же волшебство, как преображение жестокой портовой драки в причудливый ритуальный танец в "Кэреле".

Что до любовного лиризма, гомоэротизма и сексуальности, которые наполняют собой "Чудо о розе", то тут с предельной ясностью видно, насколько метафизическим было отношение Жана Жене к гомосексуальной любви, так же кстати, как и, например, к криминалу. Он вряд ли нашел бы общий язык с современным "ЛГБТ-движением". Влюбленный в красоту преступления, Жене все же вырос в католической культуре, точнее – в пост-католической. Он считал гомосексуализм вызовом, который Бог бросает человеку, а тот отвечает на этот вызов бунтом. Это бесконечно далеко от требования "равных прав". Хоть в 1960-х Жене и успел поучаствовать в "движении", уже тогда в политике его привлекали радикально-левые группировки, слишком явно выходящие за рамки нынешней политкорректности. Эта некорректность проявляется в его мизогинии, которая, правда, в "Чуде" дает о себе знать главным образом в полном игнорировании "женского элемента", благо условия и место действия этому, как вы понимаете, способствуют.

Трудно сказать, в какой степени тексты француза прямо повлияли, например, на тюремные книги Лимонова, но их роднит вот это умение разглядеть в тюрьме и сопряженных с нею страданиях своеобразное уродство-красоту, полигон для болезненных, удивительных открытий и утверждения мужества и человеческого достоинства в бесчеловечных условиях.

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter