"Эти преступления были вполне раскрываемыми, проблем никаких не было, однако этому всячески препятствовалось", – заявил Трепашкин.
В свою очередь, Лев Пономарев считает, что взрывы не расследовались по-настоящему. "Судебный процесс шел не совсем в рамках закона: он был скомкан, засекречен, и власти сделали все, чтобы правда об этих взрывах не была доступна обществу", – рассказал правозащитник. Он обратил внимание на то, что взрывы домов дали старт избирательной кампании Владимира Путина и повлияли на настроения общества, сформировали отношение граждан и к войне на Кавказе, и к самой фигуре Путина.
"Слишком много вопросов осталось. Власти хотели скрыть правду о взрывах, и мы не знаем почему. Мы подозреваем, что это вывело бы на какое-то косвенное участие сотрудников спецслужб, а может быть, и прямое. Мы этого не знаем, а вот то, что власти препятствовали правде, мы знаем точно.
Возможно, им было что скрывать", – заявил Пономарев.
Напомним, в 1999 году 4–16 сентября в Москве, Волгодонске и Буйнакске прошла серия взрывов жилых домов. В результате терактов 307 человек погибли, более 1700 человек получили ранения.
22 сентября 1999 года неизвестные лица были замечены за подкладкой подозрительных мешков в подвал жилого дома в Рязани. Они были пойманы по горячим следам, и выяснилось, что это сотрудники ФСБ. Власти заявили, что это была не подготовка теракта, а "учения", и в мешках был не взрывчатый гексоген, а сахар.
Согласно приговорам судебных органов России, теракты были организованы и профинансированы руководителями чеченского незаконного вооруженного формирования. Однако различные политические и общественные деятели и организации выдвигают также версии, согласно которым Владимиру Путину могли быть выгодны взрывы жилых домов: для создания благоприятного общественного мнения перед вводом войск в Чечню, поднятия предвыборного рейтинга и обеспечения победы на президентских выборах.
Между тем из русской версии американского журнала GQ за сентябрь была изъята статья "Владимир Путин: темное восхождение к власти", приуроченная к 10-летию взрывов жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске, а также подозрительных "учений ФСБ" в Рязани в 1999 году. Журналист Скотт Андерсон по результатам своего расследования приходит к выводу о возможной причастности спецслужб к терактам. Тем временем блогеры широко распространили запрещенную статью в Интернете.
Анастасия Петрова, Ольга Сашина
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter