Фармацевтический бизнес – один из самых жестоких видов коммерции. Некоторые эксперты сравнивают его с продажей оружия и наркотиков. Современная фармацевтика – это не только бизнес, но и политика, и философия.
На Западе выходило достаточно много работ, посвященных данной теме, но наибольшую известность среди массового читателя получила книга французского ученого и врача Луи Броуэра "Фармацевтическая и продовольственная мафия". Книга переведена и на русский язык. Опираясь на факты и статистику, Броуэр попытался доказать, что современной фармацевтикой управляет небольшая, но могущественная группа бизнесменов, существенно влияющих на государственную и даже международную политику. Автор делает беспощадный вывод: чем больше в мире больных людей, тем больше процветают фармацевтические олигархи. "Не принимая никакого личного участия в предварительных экспериментах, доверяясь лживой рекламе, которая их ежедневно окружает, врачи прописывают своим пациентам множество химической продукции, которая сама способна вызывать ятрогенные заболевания" (термином "ятрогенный" в медицине обозначают опасные, токсичные препараты синтетического происхождения, не имеющие ничего общего с субстанциями природного происхождения). Введение в живой организм чужеродных химических веществ вызывает их отторжение.
По мнению Броуэра и ряда других крупных специалистов, это отторжение не проходит бесследно, без поражения органов. Броуэр не пытается бросить тень на своих коллег-врачей. Он лишь считает, что многие из них стали жертвами рекламы фармацевтической индустрии, которая производит огромное количество лекарств исключительно ради наживы. Между тем синтетические препараты влияют не только на физическое здоровье, но и на сознание. Не случайно на Западе значительное число людей принимает всевозможные транквилизаторы и антидепрессанты.
Современный фармацевтический бизнес – транснационален. В России после распада Советского Союза существенно увеличилась продажа препаратов, произведенных за рубежом. В соответствии с международным разделением труда у нас эти лекарства проходят упаковку и фасовку. Доля отечественных лекарств, присутствующих на рынке, составляет всего 25 процентов. Как правило, это недорогие медикаменты, производство которых было поставлено на конвейер еще в советское время.
На сегодняшний день российский фармацевтический сектор практически полностью зависит от импортных поставок, а значит, и от девальвации рубля. В условиях мирового экономического кризиса подобное состояние фармацевтического рынка неизбежно скажется на кармане потребителя. Директор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин сообщил "Времени новостей", что в 2009 году лекарства подорожают в среднем на 23 процента. Причем цены на отечественные лекарства также будут зависеть от цен на импорт. Хозяева мирового фармацевтического бизнеса в накладе, конечно, не останутся.
Кризис неизбежно затронет и льготников. Дело в том, что обязательства государства по оплате лекарств для этой категорией людей закреплены в рублях, а большинство препаратов закупается на валюту. Поэтому, в связи с инфляцией, снабжение льготников лекарствами сократится.
Заместитель директора фонда "Российское здравоохранение" Михаил Бионышев считает, что списки медикаментов, получаемых льготниками, скорее всего, будут пересмотрены. Чтобы снизить бюджетные расходы, дорогие препараты заменят на более дешевые. Бионышев не скрывает, что в сложившейся ситуации усилиться лоббирование интересов фармацевтических центров, которые будут добиваться включения своих препаратов в список для льготников.
Эксперт высказывает пессимистическое мнение относительно возможности появления в России высокотехнологического производства лекарств. Свой пессимизм он объясняет отсутствием в нашей стране гарантированного права собственности и прозрачных правил конкуренции. Это догматическая точка зрения, мало что дающая для понимания сути.
Крупные международные игроки фармацевтического бизнеса вовсе не заинтересованы в появлении самостоятельной российской фармопромышленности. Не заинтересованы в этом и местные лоббисты зарубежных компаний. Как уже говорилось выше, международное разделение труда оставляет россиянам только фасовку и упаковку. Пресловутый Зурабов был лишь верхушкой айсберга. Огромные капиталы сколачиваются на продаже и перепродаже препаратов, многие из которых имеют сомнительные свойства. Россия сегодня открыта для мирового фармацевтического бизнеса. Легко предположить, что в результате кризиса отечественных лекарств в продаже станет еще меньше.
Вы можете оставить свои комментарии здесь