Двенадцатого октября во многих субъектах РФ пройдут выборы в органы местного самоуправления. Более 250 муниципальных образований будут избирать своих представителей в органы местного самоуправления. Кто-то впервые, кто-то – в связи с истечением сроков полномочий прежних органов самоуправления. А в нескольких десятках муниципалитетов пройдут досрочные выборы глав и депутатов муниципальных образований.
Обычное, казалось бы, дело для демократического государства – выборы. Если их цель — выяснение реального общественно-политического состояния общества, если в избранном составе органов местного самоуправления присутствуют представители всех сколько-нибудь значимых политических сил, то выборы являются еще и стабилизирующим общество фактором.
К сожалению, в последнее время цели выборов в России со всей очевидностью смещаются отнюдь не в сторону обеспечения реальных предпочтений избирателей...
В соответствии с избирательным законодательством в Российской Федерации различаются три вида выборов: федеральные, региональные и муниципальные. И это деление до прихода на должность председателя ЦИКа господина Чурова ни у кого не вызывало сомнений. Новый председатель ЦИК, видимо, счел необходимым уточнить закон. И на сайте Центризбиркома появился еще один вид выборов: выборы в административных центрах. Что это за новый вид выборов и зачем господину Чурову понадобилось выделять его в отдельную категорию, на первый взгляд, не очень понятно.
При более пристальном изучении проблемы можно без труда разглядеть очередные заячьи уши. В так называемых административных центрах, даже если ограничиться только столицами субъектов Федерации (есть еще административные центры муниципальных районов), проживает около пятидесяти процентов россиян. А за вычетом городов-субъектов — Москвы и Санкт-Петербурга – все семьдесят процентов провинциального населения страны. И выборные органы местного самоуправления этих административных центров имеют, подчас, более сильный авторитет среди местного населения, чем назначаемые президентом губернаторы. А, соответственно, и более мощные инструменты влияния на электорат.
Следовательно, выделение Центризбиркомом выборов в административных центрах в отдельную категорию далеко не случайно. Это говорит о том пристальном внимании, которое проявляет федеральный центр к ситуации в крупных и крупнейших городах России. Особенно после сокрушительного провала "Единой России" в Ставропольском крае.
Кстати, Ставрополь — один из тех городов, где в это воскресенье пройдут досрочные выборы главы города. Такая же ситуация в Вологде. Причины ухода прежних мэров разные, но обстоятельства очень схожие: открытие уголовных дел по фактам превышения служебных полномочий. Зеркальная ситуация в Якутске: уголовное дело в результате конфликта мэра и главы исполнительной власти Якутии. То же самое в Элисте.
Но политическое давление на неугодных мэров только надводная часть айсберга грядущих выборов. Не поддается подсчету количество ситуаций, связанных с проведением досрочных выборов по неполитическим, так сказать, статьям. Речь идет о тех случаях, когда главы муниципальных образований подают в отставку в связи с невозможностью исполнять свои обязанности из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Чаще всего это главы сельских поселений, находящиеся в самом униженном положении: на правах бедных родственников у районного начальства. Но и мэрам небольших городов приходится несладко, когда прокуратура или следственные отделы СКП вменяют им в вину плохие дороги, неработающие котельные, прохудившиеся трубы и многое другое, полученное органами самоуправления из рук государства в очень плохом состоянии.
По данным Общественной палаты, каждые три дня в России происходит отставка главы муниципального образования. И это только фиксируемые прессой события! А сколько их прошло мимо журналистского ока, о скольких запретили писать региональные цензоры? Например, мало кому известно, что за последние пять лет в городе Калуге, что всего в ста восьмидесяти восьми километрах от Кремля, сменилось аж три мэра. Причем все – креатура губернатора. Двое из них ушли в отставку досрочно, "по собственному желанию". Третий пока работает. Не удивительно, что калужская пресса под суровым оком губернатора стыдливо "замолчала" причины такой кадровой чехарды. Но ведь и центральные СМИ, обычно такие падкие на подобного рода события, все как один набрали в рот воды. И уж конечно прошли мимо проблемы явки избирателей. Между тем она очень показательна. Нижняя планка – 30 процентов, верхняя – 48 процентов. А ведь это выборы главы муниципального образования! На выборы депутатов народ и вовсе на аркане приходится тащить.
Одним словом, налицо кризис в муниципальной власти. Кризис, о котором никто из официальных лиц не трубит, которого демонстративно не замечает даже руководство единого всероссийского объединения муниципалитетов – Конгресса муниципальных образований Российской Федерации.
Более того, сегодня уже можно смело говорить о кризисе муниципальной реформы, целью которой пять лет назад было провозглашено упорядочение полномочий и источников финансирования каждого из уровней власти. Пока неограниченными источниками финансирования и иными ресурсами все так же распоряжается федеральный центр. А муниципалитеты несут не только бремя муниципальной ответственности, но все чаще и административной, и уголовной.
В условиях этого кризиса 12 октября состоятся выборы мэров городов, районов и сельских поселений. Причем состоятся в любом случае в связи с отменой минимально допустимого предела явки избирателей. Смею предположить, что эта явка на предстоящих выборах, особенно в городах, окажется безобразно низкой, а главным качеством победивших кандидатов станет их принадлежность к партии власти. Проблема в том, что при всем желании такие выборы никак нельзя будет назвать ни всенародными, ни равными.
Вы можете оставить свои комментарии здесь