Участники пресс-конференции отметили, что если в советское время ехали в основном из деревни, то сейчас в миграции увеличивается доля китайцев, таджиков и граждан других иностранных государств.
По словам Жанны Зайончковской, только малое число развитых стран имеют возможность выбора квалифицированных кадров из числа мигрантов, в частности – США и Канада. Россия же, с ее точки зрения, рискует потерять собственные квалифицированные кадры и квалифицированные кадры из числа мигрантов в пользу государств Восточной Европы.
По прогнозу генерального директора общественного фонда "Институт экономики города" Александра Пузанова в ближайшем будущем в России большинство жителей окажется сосредоточено в небольших городах с населением в 500 тысяч человек и меньше, как в развитых странах.
Ведущий научный сотрудник Института географии РАН Андрей Трейвиш видит причины роста числа мигрантов в демографическом переходе, когда в одних частях мира наблюдается демографический подъем, как в среднеазиатских странах, то в других, как в Европе, имеет место демографический спад. И это порождает миграционные потоки.
Андрей Трейвиш сказал: "Трагедия мира заключается в том, что в разных его частях демографические переходы не совпадают"
Что касается Москвы, то в ней нарастают процессы сегрегации городского населения по социальным и этническим признакам. В советские времена миграционная политика была направлена на национальное и социальное смешение. Сейчас же разделение городов на разные районы по социальному и национальному составам напоминает американскую модель городов, где это разделение было естественным и изначальным.
Трейвиш сказал: "Аналогичные проблемы наблюдаются в других мегаполисах, таких, как Лондон и Париж. Раньше это сдерживалось сильными социалистическими настроениями. А теперь деление крупных городов на разные районы по социальному и национальному составу создает в России и во Франции условия для усиления "новой правой".
В завершении пресс-конференции ученые высказали прогноз о дальнейшем усилении миграции в Россию, объяснив это продолжающимся ростом цен на нефть, который замедляет экономические реформы.






