За последний год ситуация с коррупцией в России фактически не изменилась - таковы данные традиционного отчета Transparency International. Если в 2005 году эксперты поставили Россию на 126 место, то в 2006-м - на 121-е. Пять позиций, как отмечают сами авторы рейтинга, укладываются в арифметическую погрешность. Соседями России вновь стали беднейшие страны Африки, Азии и Южной Америки.

По мнению российских граждан, коррупция в 2007 году значительно выросла по сравнению с предыдущим годом. Об этом 3 апреля на открытии семинара для журналистов на тему: "Диагноз: коррупция" заявила директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia Елена Панфилова, передает корреспондент Каспаров.Ru.

Она отметила, что согласно опросам общественного мнения, большинство граждан считают антикоррупционные действия властей неэффективными. А сфер свободных от коррупции, с точки зрения участников опроса, в России нет. Также, по мнению большинства россиян, проблема коррупции оказывает очень сильное влияние на политическую жизнь в стране.

Панфилова подчеркнула, что именно коррупция высших должностных лиц наносит государству наибольший ущерб. "Политическая коррупция оказывает большее влияние на жизнь людей, чем низовая", - сказала она.

Глава фонда "ИНДЕМ" Георгий Сатаров сказал, что в 2001-2005 годах увеличился "коррупционный натиск на граждан со стороны государства". Россияне, в свою очередь, учатся избегать взяток и все чаще ищут правовые способы решения своих проблем. По словам Сатарова, согласно исследованиям фонда, в России происходит около сорока 48 миллионов коррупционных преступлений в год, из которых до суда доходит только четыре тысячи.

"Ситуаций, когда чиновники проявляют инициативу, становится все больше", - добавил он. Однако отдельно отметил, что в большинстве случаев к ответственности за коррупцию привлекаются взяткодатели. Те же, кто берет взятки, наказания чаще всего избегают.

Сатаров заявил, что за последние восемь лет в России произошла полная утрата контроля над бюрократией. "Необходимые условия контроля над бюрократией: восстановление политической конкуренции, независимость СМИ, прозрачность власти, функционирование общественных организаций.

На микроэкономическом уровне коррупционное поведение выгоднее и дешевле честного, и это приводит к росту коррупции. Чем это обусловлено? На макроуровне - это отсутствие контроля над бюрократией. А как бюрократия контролируется? Во-первых, политический контроль, когда наличествует оппозиция. Второе - общественный контроль с помощью свободных СМИ, с помощью гражданского общества и т. д. Этот контроль за 4 года практически исчез. Оппозиции больше нет, политического контроля больше нет, независимых СМИ, влиятельных, прежде всего вещательных каналов не существует, общественные организации зажимаются. Бюрократия предоставлена сама себе и она работает на себя. Это выражается в первую очередь в коррупции".

30 октября свою версию представил президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. Он рассказал, что все меньшее количество россиян готово дать взятку чиновнику. Отчасти это связано с тем, что аппетиты бюрократов существенно возросли - если в 2001 году на среднюю взятку можно было приобрести скромную квартиру размером в 30 квадратных метров, то в 2005 - уже в 300 "квадратов". И это при абсолютной безнаказанности - за дачу взятки в тюрьму сажают одного человека из ста тысяч.

Яков Гилинский, доктор юридических наук, профессор: "Под коррупцией следует понимать злоупотребление публичной властью ради личной выгоды. Это не только взятки. Под определение коррупции попадают кумовство, протекции, лоббизм, незаконное присвоение и распределение общественных ресурсов, вымогательство, предоставление льготных кредитов и заказов, блат." В результате коррупционной деятельности устанавливается определенная такса услуг, которая широко известна. Например, каждый год летом газеты публикуют размеры взяток за поступление в вузы. Несколько лет назад НИИ Генпрокуратуры опубликовал таксы в правоприменительной системе. Так, плата за невозбуждение уголовного дела составляет 1-10 тысяч долларов, изменение меры пресечения стоит 5—25 тысяч, смягчение наказания обходится в 5—15.

Очевидно, что членом описываемой – коррупционной – социальной сети может быть только чиновник, госслужащий, управленец, т. е. тот, кто официально включен в механизм государственного управления.

Поскольку мир ресурсов включает широкий спектр частных и корпоративных, материальных и моральных ресурсов и капиталов, то коррупционная сеть является открытой, ибо в нее вовлекаются в качестве "доноров" все, кто потенциально может вступить в обменные отношения с чиновниками. Рядовой гражданин, предприниматель, "хранитель" государственной собственности (или бюджета), "моральный авторитет", местоблюститель… Государственное управление в России всегда стремилось к тотальности, всестороннему и повсеместному контролю над гражданами, пыталось минимизировать внегосударственный аспект жизни. Складывается впечатление, что чиновники всегда сопровождают людей в их повседневной жизни. Справки, разрешения, запреты, штрафы, лицензии и пр. ; ГИБДД, БТИ, ЗАГС, отделы имущества, ЖЭУ, паспортные столы, военкоматы, префектуры, администрации (это все из лексики экспертов)… И везде люди, которые стремятся обменять "место" на ресурс, официальные, "прозрачные" отношения превратить в неофициальные, полуофициальные, "затуманенные". В логическом пределе – система государственного управления (и шире – государства) стремится превратиться в разветвленную коррупционную сеть, подменяющую собой государство или существующую параллельно с государством. Сетевые отношения становятся системой, правилом. Повторим, что у сети совсем другие принципы построения, цели, способы рекрутирования. Возникает образ – коррупция как спрут, раковая опухоль, язва, червь. Коррупция – это "низ" официального "верха". Она вовлекает в свою паутину фактически всех членов общества.

19.10.2005, газета "Труд". Глава Министерства экономического развития и торговли России Герман Греф согласился с тем, что в России отмечается рост коррупции. "Все эксперты отмечают рост коррупции - с этим сложно спорить, это серьезная проблема", - заявил он в рамках Всемирного экономического форума в России.

Коррупция, по мнению Грефа, существует на всех уровнях власти, но в основном она сосредоточена в средних властных структурах. Министр подчеркнул, что коррупция порождается неэффективностью власти. "Если мы не преодолеем коррупцию, то надеяться на повышение инвестиционной привлекательности страны невозможно", - сказал Греф.

15.12.2005. Представитель Еврокомиссии Пьер Дибман заявил, что жертвами коррупции в России является практически все население страны. "По оценкам международных экспертов, уровень коррупции в России не снизился, а увеличился, и в стране сейчас 143 млн. - жертвы коррупции, то есть полная перепись населения", - сказал Дибман в четверг в Госдуме. Он принял участие в церемонии закрытия проекта парламентской комиссии по противодействию коррупции и Совета Европы "Приведение российского антикоррупционного законодательства в соответствие с международными стандартами". Пьер Дибман, в частности, заметил, что условия для коррупции в России создаются в результате условий жизни населения, а существенными факторами развития коррупции являются сам российский бюджет, отсутствие дешевого жилья и целый ряд других причин. Между тем другие участники мероприятия, в частности, первый вице- спикер Госдумы Олег Морозов, представитель Совета Европы Александр Зегер и глава парламентской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков указали на очевидный успех в реализации совместного проекта, прежде всего подготовку законодательных инициатив к ратификации двух международных конвенций по борьбе с коррупцией. Речь идет о конвенции ООН против коррупции и конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Газета.Ru. 2006 год запомнится громкими коррупционными скандалами. Политики даже окрестили его годом борьбы с коррупцией. Однако ни показные аресты, ни обязательства, принятые Россией на саммите стран G8, ни громкие упреки иностранцев проблему не решили. Эксперты утверждают, что за кампанией по противодействию коррупции кроется противостояние политических элит, в частности федерального центра и регионов.

По оценке Генпрокуратуры, объем «рынка» коррупции в России сопоставим с доходами федерального бюджета — более 240 млрд долл. По мнению разных международных организаций, коррупция в стране последние годы только усиливается. Так, в индексе восприятия коррупции Transparency International Россия занимает 127-е место и оказалась в одном ряду с Гондурасом, Непалом и Филиппинами.

Всемирный банк (ВБ) в этом году опубликовал исследование, где говорилось, что за последние пять лет коррупция в России значительно выросла. «Это подрывает устойчивость наметившегося в последнее время экономического роста и идет вразрез с амбициями страны в отношении своей роли в «большой восьмерке», отмечали специалисты ВБ.

Тема коррупции в высших эшелонах власти стала одной из центральных на прошедшем под председательством России саммите стран G8 летом этого года. Его участники одобрили план действий против коррупции и пообещали преследовать в судебном порядке недобросовестных чиновников.

Около 400 миллионов рублей, выделенных в 2006 году на нацпроекты, были израсходованы с нарушением законодательства, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергей Павленко. По его данным, наибольший объем незаконно использованных средств пришелся на национальный проект "Здравоохранение" - 1,3 процента, на "Образование" - 0,9 процентов; на "Развитие агро-промышленного комплекса" и "Доступное жилье" - по 0,1 проценту.

При этом Павленко отметил, что нарушение расходования средств на нацпроекты "менее значимы, чем мы ожидали, и чем характерно для расходования бюджетных средств". "Однако ситуация не идеальна, хотя и не катастрофична", - считает он.

Коррупция - это удел не только крупного бизнеса. Сегодня коррупция является главным сдерживающим фактором развития малого и среднего бизнеса в России. Крупный бизнес уже научился жить в условиях коррупции и неплохо использует ее как своеобразный инструмент развития. Но одновременно с этим, коррупция убивает инициативу, без которой невозможно развитие малого и среднего предпринимательства.

Основным бенефициаром коррупции является местная власть. По данным Фонда «ИНДЕМ» главным поглотителем коррупционных доходов является исполнительная власть. В этом нет ничего удивительного, учитывая недостаточно эффективно работающие в стране институты государственного управления, отсутствие фактической свободы СМИ и независимости судебной системы, слабую политическую конкуренцию. При этом, если абстрагироваться от явления «верхушечной коррупции», то структура распределения коррупции по вертикали, выглядит следующим образом: около 70% коррупционных доходов приходится на муниципальный уровень, на втором месте стоит региональный уровень, и на последнем – федеральный уровень.

Бытовой рэкет

Объем рынка бытовой коррупции – то есть платы населению за услуги, которые обязаны предоставлять бесплатно, по данным фонда ИНДЕМ, в 2005 года составил $3,014 млрд.

«Предварительные результаты исследования показывают, что главной причиной значительного роста взяткоемкости рынка стало расширение условий для коррупции, –заявил «Газете.Ru» Георгий Сатаров. – А растущий показатель «риска коррупции» демонстрирует, что любое столкновение гражданина с государством все чаще приводит к коррупционным последствиям».

Основные причины того, что этот показатель растет, по словам Сатарова, – ослабленный контроль со стороны властей и возросшие аппетиты чиновников.

По данным фонда, средний размер взятки на деловом рынке, четыре года назад составлявший $10,2 тыс, в 2005 году вырос до $135,8 тыс. Если измерять эти показатели в ценах на квартиры, то получится, что на одну взятку в 2001 году можно было купить 30 кв.м, в 2005 году – 209 кв.м.

Средний взнос, который приходится платить российскому бизнесмену в год, составляет $243,7 тыс., в 2001 году эта цифра не превышала $23 тыс.

Нормированный рост объема коррупционного рынка России в 2001 году составлял 0,66 раз от роста доходов федерального бюджета, в 2005 году этот показатель увеличился в четыре раза и составил 2,66. Д

анные фонда ИНДЕМ о размахе, который приобрела коррупция в России, подтверждаются и докладами международных организаций, занимающихся исследованиями в этой сфере.

Противодействие коррупции – вопрос политической воли.

Эффективное противодействие коррупции возможно при условии наличия политической воли со стороны высшего руководства страны. Коррупция - это прямое следствие неэффективности государственного управления, а не ее причина. Поэтому в качестве первоочередных стратегических целей развития государства должны быть – эффективно работающие государственные институты, стабильный рост экономики, повышение качества жизни населения, а не лозунги борьбы с коррупцией.

Обеспечение права граждан на информацию – главная антикоррупционная мера. Сегодня государство неподотчетно обществу, власть не прозрачна в своих действиях и механизмах принятия решений – эти условия наиболее благоприятны для процветания коррупции. Для того, что обеспечить прозрачность власти, необходимо принятие закона о праве граждан на информацию. Понадобится пересмотр законодательства о государственной тайне, которое сейчас позволяет подводить под эту категорию слишком много. Наконец, понадобится внесение изменений в бюджетное законодательство. Многие бюджетные статьи должны стать более дробными и перейти в открытую зону.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter