По данным экспертов Института социальной политики, величина ежемесячного прожиточного минимума работоспособного человека, необходимого для простого воспроизводства его ресурсов, включая воспитание наследника, еще в конце прошлого года превысила 23 тыс. руб. То есть у нас даже сегодня доходы в 2,5 раза меньше необходимого для просто нормальной жизни.

По различным подсчетам, скрытая доля заработной платы в доходах россиян составляет от 25 до 50% , тогда как в странах с развитой рыночной экономикой – не более 10% . Отсюда понятно, почему проблема легализации "теневой" заработной платы занимает в России одно из ведущих мест в средствах массовой информации и научных статьях. Предлагаются различные наборы методов "борьбы": от уменьшения налогов до повышения минимальной заработной платы.

Политика Правительства РФ в отношении оплаты труда наемных работников и служащих базируется на следующих постулатах:

Постулат первый, исходя из возможностей Федерального бюджета, гарантированная зарплата государственных служащих удерживается на предельно низком уровне.

Миф об отсутствии в Федеральном бюджете денег на обеспечение сколько-нибудь приемлемого уровня заработной платы бюджетников, обеспечивает сохранение преимуществ и привилегий правящей Касты чиновников и подконтрольного им бизнеса.

По оценкам академика Дмитрия Львова, руководителя секции экономики отделения общественных наук РАН, доля заработной платы в ВВП в нашей стране в два раза меньше, чем в других европейских государствах и США. В частности, на Западе доля заработной платы в ВВП составляет в среднем 69-72%, а в России только 31.5%.

Численность экономически активного населения к концу декабря 2006г. составила, по оценке, 74,3 млн человек, или около 52% от общей численности населения страны. При этом численность населения России на 1 декабря 2006 года составила 142,2 млн человек, т.е. за 11 месяцев 2006г. она сократилась на 0,37%, или на 520,7 тыс. человек.

Численность бюджетников приближается к 3,0 млн человек.

Постулат второй, рост зарплаты наемных работников должен соответствовать росту производительности труда.

На повестку дня и выходит та главная реформа, которая сегодня необходима нашему обществу и которая единственная может дать необходимые ресурсы и возможности для модернизации социального сектора.

Эта главная реформа заключается в преодолении исторически сложившейся у нас недооценки труда, в коренном изменении политики доходов населения.

Речь идет о необходимости кардинально, в разы поднять трудовую заработную плату, обеспечить рост жизненного уровня населения. Дать, наконец, сигнал обществу, что человек превращается в цель преобразований, а не является “просто” ресурсом экономики наряду с нефтью.

Именно столько, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в среднем составляет сегодня зарплата в России. По этому показателю мы отстаем не только от благополучной Европы и США. Согласно тем же расчетам ученых Российской академии наук, в Южной Корее средняя часовая оплата труда составляет 7,2 доллара, в Мексике — 4,5, даже в Турции — 2,6.

Академик Львов приводит еще более поразительные данные. Оказывается, в России человек, произведший товаров на рубль, получает за это всего 33 коп. В Японии, Европе, США — не меньше 70—75 копеек. Да, производительность труда у нас намного меньше, чем в тех же странах Запада. Но недооценка труда даже на этом фоне огромна. Согласно тем же данным академика Львова, наш среднестатистический работник производит на 1 доллар зарплаты в 3 раза больше товара, чем европеец или американец.

Во многих нефтяных компаниях фиксированная заработная плата составляет только 20-40 процентов от дохода, а все остальное является так называемой "премией", которую по воле начальства могут лишить фактически за любое нарушение, иногда сразу на несколько месяцев вперед. Условия труда на металлургических предприятиях опасны для здоровья, не выдерживают никакой критики. Тех рабочих, которые начинают "качать права", штрафуют, увольняют.

Постулат третий, низкая заработная плата российских наемных работников и служащих является единственным конкурентным преимуществом российской экономики.

Только национальная промышленность, несмотря на это конкурентное преимущество не растет. "В таких условиях российскому автопрому будет нелегко не то, что конкурировать, а попросту выжить, – рассказал "НИ" ведущий аналитик консалтинговой компании Леонид Гудман.– Это будет особенно трудно, если иностранцы действительно станут собирать у нас бюджетные модели стоимостью до 10 тыс. долларов". К тому же, отмечает эксперт, с открытием торговых границ после вступления в ВТО таможенные сборы станут ниже, а, значит, можно будет легко ввозить и новые дорогие иномарки.

Впрочем, уверяет эксперт, минимальная доля рынка за отечественными производителями все же останется. "Спрос на наши машины будет в основном в регионах, – говорит г-н Гудман. – Россия в целом – страна небогатая, и у нас еще немало граждан с невысокими доходами, которые копили на машину долгие годы и купят ее, чтобы использовать всю оставшуюся жизнь. На них в первую очередь и будет работать наш автопром".

Негласный постулат, низкая заработная плата российских наемных работников и служащих – неотъемлемая составляющая Эксплуатационной модели руководства государством.

Наблюдается весьма значительная разница в оплате труда руководящего состава предприятий и работников, которая достигает иногда 100-кратного разрыва, а 50–70% численности работников получают заработную плату ниже средней по предприятию. Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и наименее обеспеченного населения составляло в 2000 г. – 12 раз, в 2003 г. – 15 раз, в то время как предельно критическим значением в мировой практике считается разрыв в доходах самых богатых и самых бедных в 6–8 раз.

Фонд заработной платы строительных организаций составляет 4% от суммарной себестоимости работ.

Растущий разрыв между бедными и богатыми – объективная иллюстрация "путинского" государственного курса.

Академик РАН Дмитрий Львов утверждает: в России создалась совершенно абсурдная ситуация, когда цены на продукты и услуги "отпущены на свободу" и уже достигли мирового уровня, а цена труда скатилась ниже прежнего советского уровня. Почему люди должны платить "старой" зарплатой по "новым" ценам? - вполне справедливо спрашивает он. И напоминает, что, согласно рекомендациям ООН, оплата ниже 3 долларов в час является недопустимой. При таких деньгах человек теряет стимул к работе, начинает воровать и в конечном итоге пополняет армию безработных. В России же сегодняшняя часовая оплата почти в два раза меньше - 1,7 доллара в час (для сравнения: в Турции - 2,6, в Корее - 7,2, в США - 16,4, в Германии - 22,7). И даже если сделать поправку на более низкую, чем на Западе, производительность труда, то разрыв все равно получается колоссальный: отставая от развитых стран по производительности труда в 6 раз, по зарплате мы отстаем от них во все 12!

"Уровень зарплат россиян занижен по отношению к стандартам развитых стран в 4—5 раз. За 15 лет реформ средняя зарплата в России составила всего 70% в сопоставимых ценах от уровня 1990 года. Но зато Россия выскочила на второе место в мире по числу долларовых миллиардеров", — заявил зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Владимир Кашин, выступая недавно на заседании "круглого стола", посвященного обсуждению социально-экономического положения в стране и альтернативной программы КПРФ в этой сфере.

Относительный рост зарплаты в последние годы идет в основном за счет повышения оплаты труда государственной бюрократии. Общая численность госчиновников сегодня достигла 1 млн. 316 тысяч. Это в два раза больше, чем было в 1990 году во всем СССР", – сказал депутат.

Он отметил, что "объем денег в экономике страны в три раза меньше объема валютных резервов Центробанка и Стабилизационного фонда". "На один рубль, работающий в нашей экономике, три рубля замораживаются в Стабфонде и вывозятся за рубеж. Таким образом, Россия, где треть населения — нищие, стала финансовым донором Запада. А в это время власть ходит по миру с протянутой рукой, выклянчивая инвестиции", — подчеркнул Кашин.

По мнению академика Львова, либеральная экономическая политика России целиком работает на богатый слой общества. Так, с 1991 по 2001 годы доходы состоятельной группы населения увеличились в 1.5 раза, в то время как доходы всех остальных групп снизились от 12% до двух раз у самой малообеспеченной части россиян. "Сегодня мы имеем две России", - резюмировал Львов. Первая, по его словам, включает 85% населения РФ, но на ее долю приходится только 7% национального богатства страны. Вторая включает 15% россиян, в руках которых сосредоточено 85% национального богатства. "2/3 доходов России - доходы от наших природных ресурсов, которые даны человеку Богом и должны принадлежать всем", - сказал Львов.

"У кого жемчуг мелок, а у кого щи пусты" - подумают 60% россиян, чей доход ниже реального среднего прожиточного минимума (5000 рублей), а также 20% тех, кто получает ниже официального прожиточного минимума (2395 рублей). И это не бездельники, коротающие время в перекурах или разгадывании кроссвордов, а образованные квалифицированные работники. Им государство должно было обеспечить достойную жизнь, но почему-то не сделало этого, в результате чего их доходы за прошлый год снизились на 15%, а за начало нынешнего еще на 9,6%. И это - по официальным данным Роскомстата. Что же тогда происходит в реальной жизни?

Ответ на этот вопрос дают все те же статистики, которые утверждают: "бедность занятых" (теперь, в ходу такой термин) продолжает расти. Наши граждане лидируют в списке тех, кто убежден: их труд оценивается недостаточно, - таковых в стране 45%. Тогда как среди поляков, которые ближе всех к нам по этому показателю, так считают 37% населения, а среди норвежцев, британцев, немцев и даже чехов - не более 12%.

Состоятельные граждане еще больше оторвались от своих бедных соотечественников, увеличив разрыв до 14,8 раза! И это притом что по всем европейским стандартам даже семикратная разница считается запредельной. Значит, мы уже дважды перешли грань, за которой - реальная опасность социальных волнений, ростки которых нет-нет да и пробиваются в разных уголках России.

В России Forbes насчитал 53 миллиардера. Первый россиянин в списке на 16-м месте — это губернатор Чукотки Роман Абрамович, капитал которого оценивается в $18,7 млрд. Владелец "Нафта-Москва" Сулейман Керимов занял 35-е место ($14,4 млрд), на 35-м месте — владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин ($14,3 млрд). На 37 и 38 местах — совладелец компании "Норильский никель" Михаил Прохоров и президент "Интерроса" ($13,5 млрд). На 40-м месте владелец "Русала" Олег Дерипаска ($13,3 млрд), 45-е место у руководителя "Альфа-банка" Михаила Фридмана ($12,6 млрд), 48-я позиция у президента НК "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова ($12,4 млрд). На 54-м месте — глава "Северстали" Алексей Мордашов ($11,2 млрд), на 61-м — председатель совета директоров "СУАЛ-Холдинга" Виктор Вексельберг ($10,4 млрд). Председатель совета директоров АФК "Система" Владимир Евтушенков занял 71-е место ($9,1 млрд), председатель правления "Уралсиба" Николай Цветков — на 83-м месте ( $8,4 млрд). В список включена единственная россиянка — глава компании "Интеко" Елена Батурина. Она заняла 279-м месте списка ($3,1 млрд).

Негласный постулат – 2, разница между низкой стоимостью труда наемных работников и служащих, производящих продукцию и услуги и рыночной ценой на реализуемые продукцию и услуги, составляет "предпринимательскую маржу", обеспечивая сверхдоходы бизнесу и "административную ренту" чиновникам. Именно, "предпринимательская маржа" является источником деловой коррупции в России.

Итоги работы комиссий по легализации "теневой" заработной платы за десять месяцев 2006 года

С начала 2006 года в налоговых органах во всех регионах России созданы комиссии по легализации "теневой" заработной платы. Аналогичные комиссии с участием налоговиков работают также при администрациях городов, районов, муниципальных образований. На заседания приглашаются налогоплательщики, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.

За десять месяцев 2006 года на заседаниях комиссий по легализации "теневой" заработной платы заслушано более 500 тысяч налогоплательщиков.

При этом повысили заработную плату до прожиточного минимума и выше 334 тысячи налогоплательщиков, или 67 % от общего количества заслушанных налогоплательщиков.

Если по состоянию на 01.10.2006 в целом по Российской Федерации прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума около половины налогоплательщиков (46,5% от сформированного на начало текущего года списка), то к 01.11.2006 количество таких налогоплательщиков составило уже 62%.

В январе-октябре 2006 года в целом по Российской Федерации темп роста поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (126,3%) опережает темп роста среднемесячной начисленной заработной платы за январь-сентябрь текущего года (124,0%) на 2,3 процентных пункта.

Темп роста страховых взносов на обязательное пенсионное страхование мог быть еще выше, если бы не разделение в законодательстве функций по администрированию страховых взносов на ОПС. Так, функции контроля за исчислением и уплатой возложены на налоговые органы, а взыскание недоимки осуществляют органы Пенсионного фонда Российской Федерации (частично на основании своих решений, частично – в судебном порядке).

В ходе работы комиссий налоговые органы проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, поскольку низкая заработная плата может являться как объективным результатом хозяйственной деятельности, так и свидетельствовать об использовании различных "серых схем".

В налоговых инспекциях по всей России работают телефоны доверия. Все обращения граждан на "серые" заработные платы фиксируются. Наибольшее количество таких жалоб поступает от работников, которые из-за "серых" зарплат столкнулись с отказом в кредите, а также от тех граждан, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья. Налоговые органы используют сведения, поступившие по телефонам доверия, в ходе камерального и выездного налогового контроля.

Например, за 10 месяцев 2006 года в налоговые органы Нижегородской области поступило жалоб и обращений граждан на работодателей в количестве 161, выплачивающих им заработную плату ниже прожиточного минимума. Налоговыми органами области рассмотрены все жалобы и заявления, из них 48 использовались при проведении выездных налоговых проверок. После рассмотрения в налоговых органах 39 заявлений направлены в органы Прокуратуры, 62 – УВД и органы местного самоуправления, 34 направлены в трудовую инспекцию, 26 - другим налоговым инспекциям (по месту постановки на налоговый учет).

Одним из основных результатов работы, проведенной налоговыми органами области в части легализации "теневой" заработной платы работодателями, выплачивающими заработную плату ниже уровня прожиточного минимума, является снижение количества работодателей, выплачивающих заработную плату наемным работникам ниже уровня прожиточного минимума на 13,5 тыс. работодателей.

До конца года комиссии заслушают всех налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. На следующем этапе ФНС России намерена начать работу с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности, но финансовое состояние которых позволяет обеспечить более достойную оплату труда своих работников.

Одновременно будут проводиться контрольные мероприятия, направленные на выявление и пресечение схем ухода от налогообложения, в том числе "конвертной".

В своей работе ФНС России опирается на данные Росстата и Минэкономразвития России. По их оценке, удельный вес "теневой" заработной платы в целом по стране в 2004 году составил 44,3%, в 2005 году – 43,6 процента. Именно поэтому Федеральная налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации "теневой" заработной платы.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter