Сложившаяся в России судебно-исполнительная система не решает своего предназначения – исправления преступивших закон граждан. Преобладающей в российской судебно-исправительной системе, на протяжении целого века, является карающая функция, предельно жестокая и бесконтрольная со стороны гражданского общества.

Закрытость "породила" многочисленные злоупотребления и пороки судебно-исправительной системы, начиная со следствия и заканчивая освобождением заключенных.

По сути, судебно-исправительная система превращена в удобный инструмент решения ведомственных интересов правоохранительных органов, прокуратуры и уголовного суда. Удобство правоохранительных ведомств достигается за счет попрания прав граждан.

Эта система способна лишь воспроизводить преступность, но никак не способствует исправлению и социализации понесших уголовное наказание граждан.

Социально-ориентированная судебно-исправительная система РФ. Основные положения.

1) Профилактика преступности
За профилактику преступлений на территориях РФ должны нести ответственность муниципальные и региональные подразделения МВД РФ – муниципальные отделы и отделения милиции.

Главной фигурой на территории должен быть участковый милиционер, обеспеченный рабочим местом, оснащенным необходимой оргтехникой и специальными средствами; поддерживаемый оперативными милицейскими подразделениями; способный организовать общественность на поддержания правопорядка на территории; с высоким уровнем заработной платы и социальных гарантий.

Цель отделов милиции – обеспечивать гарантированный правопорядок на подведомственных территориях.

Задача – препятствовать формированию криминальных сообществ и криминальных "зон" на подведомственных территориях.

2) Следствие
Следствие осуществляют следственные подразделения МВД и Прокуратуры.

Следственные подразделения должны быть оснащены всем арсеналом технических средств, поддержкой специальных (силовых, экспертных, наружного наблюдения и других) подразделений милиции, обеспечивающих гарантированное раскрытие преступлений и исключающих возможность судебных ошибок.

Следственные подразделения должны быть лишены права необоснованных задержаний и арестов подозреваемых в преступлениях граждан. Недопустимо помещение под арест в СИЗО подозреваемых, под предлогом возможного воздействия подозреваемых на свидетелей, препятствию проведения следственных действий и возможному бегству подозреваемого от правосудия.

Практика помещения подозреваемых в СИЗО, на период следствия, никак не способствует повышению качества следственных действий и лишь "расслабляет" следователей. Не осужденные граждане, зачастую, вынуждены находиться в нечеловеческих условиях заключения годами в ожидании окончания следствия и суда.

Права подозреваемых в преступлениях граждан должны защищаться Законодательством и Коллегией адвокатов РФ, на каждом этапе следствия и судопроизводства.

3) Заключение под стражу
Заключение под стражу подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений граждан, возможно только по решению суда на основании и доказанных фактов причастности подозреваемого к преступлению.

Для объективности выносимых судом решений должна осуществляться аудиозапись всех судебных заседаний, копии аудиозаписей должны предоставляться обвинению и защите подозреваемых.

На этапе следствия арест может налагаться на социально опасных подозреваемых и рецидивистов, ранее осужденных за преступления против личности – убийства, нанесение телесных повреждений, насилие, покушения на убийство, бандитизм, разбои.

Недопустим арест подозреваемых в совершении преступлений подростков, при наличии родителей, способных обеспечить постоянную опеку над ребенком на период следствия, за исключением доказанного участия подростков в убийствах, покушениях на убийство и бандитизме.

Не следует подвергать предварительному заключению в СИЗО, подозреваемых в преступлениях граждан, ранее не совершавших преступления.

Не следует подвергать предварительному заключению в СИЗО, граждан подозреваемых в совершении экономических и незначительных правонарушений.

Подозреваемых в совершении преступлений граждан, имеющих постоянное место жительства, собственность и работу, разумно оставлять на свободе под "подписку о невыезде", под домашний арест. Контролировать соблюдение ограничений в передвижениях подозреваемых, на период следствия, позволяют электронные браслеты, для массового использования которых нужна политическая воля руководства страны.

4) Судебное разбирательство
В основе судебного разбирательства должны лежать только доказанные обвинением факты, однозначно изобличающие в совершенном преступлении обвиняемого.

В судебном процессе недопустимы малейшие проявления произвола со стороны обвинения и суда. Суд обязан заслушать и принять все доводы стороны защиты, доказывающие непричастность подозреваемого к инкриминируемому ему преступлению.

Беспристрастность суда должна быть обеспечена обязательной аудиозаписью судебных заседаний.

Единственным основанием для вынесения приговора обвиняемому гражданину является Право Российской Федерации.

В тех случаях, когда совершивший преступление гражданин способен компенсировать причиненный материальный ущерб и не представляет социальной угрозы, следует применять условное заключение, с ограничением перемещений внутри страны и запретом выездов за границы РФ.

За незначительные правонарушения следует применять штрафные санкции или принудительные муниципальные работы.

5) Исправительные учреждения
В случаях лишения свободы, осужденных преступников недопустимо помещать в одни исправительные учреждения с "закоренелыми" преступниками, и рецидивистами. Не должны совместно отбывать сроки заключения убийцы, бандиты, осужденные за бытовые, экономические и профессиональные преступления. Общая "зона" буквально создана для воспроизведения и расширения преступных сообществ.

Необходимо дифференцировать исправительные учреждения по "контингентам" осужденных и режимам содержания.

Особое внимание государства и общества должно быть уделено отбыванию наказания в исправительных учреждениях осужденными подростками. Целью подростковых колоний должно быть создание условий для успешной социализации осужденных в будущую гражданскую правовую жизнь, обеспечив получение заключенными среднего и специального образования. Режим детских исправительных учреждений должен стимулировать и поощрять развитие профессиональных навыков, вовлеченность в занятия физической и общей культурой осужденных подростков.

Впервые осужденные должны отбывать назначенное судом наказание в исправительных учреждениях для впервые осужденных, без присутствия носителей "воровского закона и традиций". Задачей таких учреждений должно быть максимальное отдаление осужденных от устойчивого "преступного мира". Всякое насилие и доминирование одних заключенных над другими, в учреждениях для впервые осужденных недопустимо. Недопустим в исправительных учреждениях произвол персонала и неоправданная жестокость режима содержания заключенных.

Для отбытия наказания осужденных за экономические преступления целесообразно восстановить практику "долговых тюрем", с возможностью досрочного освобождения заключенных, при возмещении причиненного материального ущерба, штрафных санкций и назначенных судом компенсационных выплат.

Повторно осужденные преступники (рецидивисты) должны отбывать сроки заключения в традиционных исправительных учреждениях с общим или особыми режимами заключения, в зависимости от тяжести совершенных преступлений.

В целях усиления эффекта социализации и адаптации осужденных к гражданской жизни, необходимо разработать государственную программу целевого использования производственных, интеллектуальных и творческих потенциалов заключенных.

Судебно-исправительная система основанная на Праве, ставящая своей целью исправление и возвращение отбывших наказание осужденных, обязательно будет способствовать сокращению преступности в Российской Федерации.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter