Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка считает возможным сократить число обитателей СИЗО на четверть, передает "Интерфакс".

Выступая в Иркутске на совещании по итогам работы прокуратур субъектов Сибирского федерального округа (СФО) в 2006 году, Чайка признал, что проблем при соблюдении прав человека в исполнительной процессуальной системе возникает все больше и больше.

"К сожалению, ситуация за последнее время резко ухудшилась, - заявил Чайка. - Особенно сложное положение в СИЗО. Камеры перенаселены, установленные санитарные нормы не соблюдаются, люди подвергаются унизительному обращению. Количество содержащихся в СИЗО людей постоянно возрастает, причем, не за счет отъявленных преступников, а лиц, совершивших преступления средней и небольшой тяжести - их число доходит в целом по РФ до 25 процентов".

Чайка напомнил, что нет никакой необходимости содержать таких лиц под стражей до суда, так как уголовные дела можно расследовать, применяя другие меры пресечения. "Я просто требую навести в этом деле порядок. Избрание меры пресечения надо проводить обоснованно, с учетом всех обстоятельств дела и личности гражданина. Нам незачем тащить в тюрьму оступившихся людей и тем самым плодить преступников", - заявил он.

Министр юстиции Владимир Устинов избавляется от самостоятельных подчиненных, желая укрепить собственные позиции. Такой вывод делает газета "Ведомости", комментируя недавнюю отставку Сергей Мовчана, главы Росрегистрации: службы, подведомственной Минюсту.

Издание отмечает, что бороться с автономией подведомственных служб Устинов начал практически сразу после того, как их с Юрием Чайкой поменяли должностями в результате своеобразной "рокировки". Устинов предложил президенту план реформирования Минюста. Профильные департаменты Минюста должны были получить больше полномочий по контролю за повседневной деятельностью этих служб, а сами они лишились бы самостоятельности в финансовых и кадровых вопросах. Но эта реформа не была одобрена. Совершенно очевидно, что сейчас министр юстиции работает над усилением кадрового ресурса, заключает газета.

После административной реформы из Минюста были выделены три ведомства: Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов и Федеральная регистрационная служба (ФРС). После этого полномочия Минюста свелись в основном к разработке нормативных актов. Директоров служб назначает президент по представлению премьера.

На этой неделе стало известно, что глава ФРС Сергей Мовчан подал в отставку. Это уже второй руководитель подведомственной Минюсту службы, который выражает готовность уйти: в ноябре рапорт об отставке написал директор ФСИН Юрий Калинин. Утвердить ее должен президент, который пока решение не принял. Эксперты полагают, что министр юстиции Владимир Устинов постепенно возвращает себе контроль над федеральными службами, который ослаб в результате административной реформы. Эксперты объясняют уход Мовчана тем, что назначенный в прошлом году министром юстиции Устинов "активно самоутверждается в новой сфере своих интересов". Политолог Алексей Макаркин напоминает, что все директора служб, которые находятся в ведении Минюста, достались Устинову от Юрия Чайки, который обладал гораздо более слабым аппаратным ресурсом.

На прошлой неделе Устинов встречался с президентом и не исключено, что вопрос об увольнении Мовчана был решен одновременно с трудоустройством экс-президента Чечни Алу Алханова (он назначен заместителем министра юстиции).

Председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов о судебно-исправительной системе в России".Я с этой системой никогда не сталкивался. При этом мне кажется, что в последние несколько лет она стала работать лучше благодаря действиям наших правоохранительных органов. В то же время очевидно, что у этого аппарата очень много недостатков, учитывая которые, возникают сомнения в том, что ситуация в российских тюрьмах нормальная".

В Министерстве опираются на статистику, по которой треть из тех, кто вернулся из тюрем, через некоторое время вновь совершают преступления. В соответствии с этим документом предлагается ограничить передвижения бывших заключенных и запретить им посещать массовые мероприятия.

Между тем большинство опрошенных радиостанцией "Эхо Москвы" не поддерживают нынешнее предложение МВД. В рамках программы "Рикошет" против этой идеи высказались 74%, в то время как поддержали ее только 26%. В ходе опроса поступило более 1000 звонков.

Правозащитники также подвергли критике инициативу ограничить свободу передвижения бывших заключенных и предложили уделить больше внимания проблеме реабилитации. "Ограничивать свободу передвижения бывших заключенных - порочная идея", - заявил во вторник "Интерфаксу" член Московской Хельсинкской группы, глава общественного совета при министре юстиции РФ Валерий Борщев.

Ежегодно в России за различные правонарушения задерживается более 1 миллиона несовершеннолетних – столько же их уже находится за решеткой. За прошлый год подростки совершили 1200 убийств, 3200 разбоев, 18 тысяч грабежей (Министр особо подчеркнул, что большинство грабежей было совершено в поиске денег на игровые автоматы). 13 тысяч преступлений совершены девушками, около 150 тысяч подростков привлечены к уголовной ответственности, более 75 тысяч подростков больны хроническим алкоголизмом. Толкает детей на преступления и безработица: если она поднимается на один процент, преступность подскакивает сразу на пять.

Эти цифры на прошлой неделе озвучил в Госдуме глава МВД Рашид Нургалиев. Проблемы подростковой преступности будут рассмотрены 1 июня на первом заседании новой правительственной комиссии по делам несовершеннолетних. Сейчас в учреждениях уголовно-исправительной системы России отбывают наказание 840 тысяч человек, это на 36 тысяч больше, чем в прошлом году. Среди них 23 тысячи несовершеннолетних и 31 тысяча женщин.

Через следственные изоляторы в прошлом году прошло 1 миллион 750 тысяч человек. Сюда входят не только получившие затем срок, но и выпушенные на свободу.

По данным международного комитета по контролю над наркотиками, количество россиян, больных наркоманией, достигает 6 миллионов. Это четыре процента от всего населения. Специалисты говорят, что наличие в стране пяти процентов наркоманов приводит к саморазрушению нации.

Прибыльность исправительного ведомства остается главным источником нарушений прав человека в местах лишения свободы. Огромный по численности исправительный комплекс не может быть профинансирован до нормального обеспечения норм содержания. Система уголовного правосудия, не соответствующая условиям общества, продолжает поставлять все новых заключенных в колонии и тюрьмы, которые и без того уже переполнены. По числу заключенных (в процентном отношении к общей численности населения) Россия остается на первом месте.

Правовая незащищенность осужденных начинается с момента ареста и продолжается все время их пребывания в местах лишения свободы. В конфликте "осужденный - администрация" прокуратура или вышестоящие инстанции МВД, за редким исключением, всегда констатируют правоту администрации.

До сих пор направление осужденных для отбывания наказания, даже вопреки законодательству, зависит от потребности колоний в рабочей силе, а не от места их жительства до осуждения. Режимные отделы, видя в родственных связях осужденного, прежде всего криминальность, настаивают на отправке осужденного подальше от дома. Родственники осужденных терпят сегодня лишения, сопоставимые со страданиями заключенного. Здесь и огромные расходы на подготовку передач и дорогу, и унижения в очередях, при проверках и обысках.

По данным правозащитных организаций и государственных ведомств нарушения прав человека в местах лишения свободы продолжают носить систематический, массовый и вопиющий характер.

Основные из них:
- тяжелые условия содержания, чаще всего связанные с переполненностью камер (в СИЗО число заключенных в камере не менее чем в четыре раза превосходит установленные нормы, в лечебных учреждениях камеры переполнены в два раза.);

- жестокое обращение, в том числе избиение за малейшее неповиновение; голод и холод в колониях (во многих колониях до 1/4 осужденных с пониженным весом);

- отсутствие лечения, эпидемии туберкулеза, чесотки и педикулеза. (Только в Нижегородской области больны туберкулезом порядка 18 % осужденных).

В местах лишения свободы широко распространено содержание в камерах с опасными для здоровья санитарно-технические условиями. Это, прежде всего следственные изоляторы (СИЗО), камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов (ШИЗО и ДИЗО), карцеры и помещения камерного типа (ПКТ).

Условия содержания в этих помещениях не соответствуют нормам, установленным законодательными документами. В камерах бетонные полы и стены, глухо закрытые щитами окна; камеры часто без вентиляции и отопления (так что летом осужденные изнывают от жары, а зимой замерзают от холода); нет минимально необходимого оборудования, мебели и спальных принадлежностей. Допускаются редкие прогулки в закрытых со всех сторон железобетонных или железных каменных дворах на 1 час. Признано, что подозреваемые содержатся в СИЗО и ИВС в значительно худших условиях, чем осужденные в колониях, а эксперты ООН и Совета Европы такие условия содержания квалифицируют как "пытка".

Скудное питание, жестокое обращение, отсутствие эффективной медицинской помощи определяют высокую заболеваемость и смертность в местах лишения свободы. Уровень смертности превышает среднестатистический по России более чем в 20, а уровень заболеваемости - в 40 раз. По Нижегородской области заболеваемость туберкулезом превышает среднестатистический по России в 89 раз.

Большую тревогу вызывает положение несовершеннолетних, женщин (особенно женщин с детьми, родившимися в неволе), престарелых, инвалидов и тяжелобольных заключенных. Все эти категории остро нуждаются в дополнительной опеке со стороны общества и в дополнительной юридической защите. Изгоями стали в местах лишения свободы больные СПИДом.

Правовой тупик, в котором оказалась исполнительная система со всеми нетерпимыми нарушениями, предопределен ведомственным выбором экстенсивного пути решения этих проблем. Несмотря на отсутствие средств на содержание нынешних, планируется строительство все новых изоляторов, колоний и больниц. В то же время, ведомство исполнения наказания, постоянно испытывая проблемы с финансированием и теряя возможности контроля над складывающейся ситуацией, все более стремится оградить себя от общественного вмешательства, а во многих случаях и помощи.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter